Меню сайта |
Общие сведенияПринятое в настоящее время название этноса было введено в 1930-х гг. и происходит от энецкого слова со значением «человек». Сами энцы называют себя онаэ энечео” (онай энчу”) «настоящие люди». Ранее использовалось название «енисейские самоеды», а также «сомату», «маду», «туруханские», «хантайские» — для тундрового диалекта, «бай», «пэ-бай», «баихинские» — для лесного, «мангазейские», «карасинские» — для обоих (о диалектах см. ниже). Соответственно, по-разному назывался и язык. Язык относится к северной группе самодийской ветви уральских языков. Традиционная территория кочевания: западная часть Таймырского полуострова к северу от Дудинки — для тундровых энцев, восточный берег Енисея между Дудинкой и Игаркой — для лесных. Ранее их территория была намного шире, доходя на юге до бассейна Нижнего Таза, однако начиная с XVII в. их вытесняют с юго-запада селькупы, с запада — ненцы. Также именно через энецкие земли проходил один из основных путей русской экспансии (от названий энецких родов происходит название города Мангазеи и само слово самоеды ~ самодийцы). К середине XIX в. их территория стабилизируется, ограничиваясь восточным берегом Енисея к северу от Игарки; в результате уменьшения территории и численность энцев к этому времени сокращается примерно до 500 человек. В настоящее время тундровые энцы живут в пос. Воронцово в устье Енисея, лесные — в пос. Потапово на Енисея выше Дудинки. Несколько энцев живут в Дудинке, некоторые — с нганасанами в пос. Усть-Авам и Волочанка. Численность энцев на настоящее время — 237 человек (2004 г.). Языком владеет, судя по данным последней переписи, около 100 человек. Соседями энцев традиционно были эвенки, ненцы, селькупы, с XVII в. также русские. Ранее лесные энцы контактировали также с кетами. Тундровые энцы вплоть до настоящего времени живут в тесном контакте с нганасанами. Энецкий язык делится на два диалекта — северный, тундровый (сомату) и южный, лесной (бай). Различие между диалектами значительно, взаимопонимание сильно затруднено. Иногда они даже не относят себя к одной и той же национальности: лесные энцы считают тундровых нганасанами, тундровые лесных — ненцами. Лингвистическая характеристика языкаЭнецкий язык агглютинативный, суффиксальный (префиксы отсутствуют). Выпадения согласных привели к появлению закона открытого слога и многочисленных сочетаний гласных (до четырех гласных подряд); правда, в лесном диалекте произошла дальнейшая редукция гласных и сокращение вокалических последовательностей. Морфонологические процессы на стыках морфем. Существительное имеет три числа, семь падежей, систему посессивного склонения. Глагол согласуется по лицу и числу; имеет три типа спряжения в зависимости от наличия и определенности объекта; много нефинитных форм. Основной порядок слов — SOV. Подчиненные предикации в основном выражаются нефинитными формами; сложные предложения редки. Социолингвистическая характеристика языкаВ настоящее время тундровым диалектом энецкого языка владеют не более десяти человек, лесным — два-три десятка. Возможно, даже эти цифры на самом деле преувеличены. Все носители — люди старших возрастов. Для всех основным языком общения является русский или ненецкий Язык используется только в бытовом общении. В настоящее время он в небольшом объеме факультативно преподается в школе. В 90-х годах регулярно выходила энецкая страничка в газете «Советский Таймыр» (позже — просто «Таймыр») и энецкая передача на местном радио. До середины XX в. энецкий язык считался диалектом ненецкого; в переписях 1959 и 1979 гг. энцы не считались отдельным народом, и их записывали либо ненцами, либо нганасанами. История изучения языкаВпервые энецкий язык был зафиксирован в переводе текста «Отче наш», записанном Н. Витзеном между 1664 и 1667 гг. В XVIII в. энецкий материал фигурировал в словарях Д. Г. Мессершмидта, Ф. Й. Страленберга и П. С. Палласа. В ходе экспедиции 1845—1849 гг. впервые подробный материал по энецкому языку был собран М. А. Кастреном. В 1837 г. очерк энецкого языка был опубликован Г.Н. Прокофьевым; в 1966 и 1993 гг. появились очерки, написанные Н.М. Терещенко. Словари энецкого языка (по ранее опубликованным материалам) были составлены М. Катцшманном и Й. Пустаи (1978 г.) и Т. Миколой (1995 г.) В 1992 г. вышел краткий сборник энецкого фольклора. В 2001 г. появился школьный энецко-русский и русско-энецкий словарь. В 2002 г. вышел обширный двуязычный сборник энецкого фольклора, составленный К.И. Лабанаускасом; в 1999 г. — краткая грамматика энецкого языка, написанная А. Кюннапом. Обширный словарный материал собран Е.А. Хелимским (не опубликован). Ряд работ по энецкому языку принадлежит И.П. Сорокиной, Я.А. Глухому, В.П. Сусекову, Д.С. Болиной. |